Информация для потребителей

Ежегодно, 15 марта во всем мире отмечается Всемирный день прав потребителей. В этом году праздник пройдет под девизом «Trusted Smart Products» - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».

Целью Всемирного дня прав потребителей является информирование потребителей о том, как пользоваться смарт-устройствами без морального и материального ущерба, ещё раз обратить их внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей.

Мы живем в эпоху науки и техники, где появляются инновации и новые изобретения. Некоторые становятся успешными, а некоторые из них терпят неудачу, поскольку требования потребителей жесткие, а конкуренция очень высока.

К смарт-устройствам относится так называемая «умная электроника». Смарт-устройства представляют собой разный инструмент, как устройство, функция которого совершенствует и упрощает жизнь человека.

Главным трендом роста потребительского рынка в последнее время становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то применяются нормы и особенности защиты прав потребителей. Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 Правил продажи отдельных видов товаров.

Так, в соответствии с данным разделом до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки смарт-устройства должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). Также необходимо знать, что продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару, не допускается.

Все смарт-устройства имеют доступ к сети передачи данных и являются устройствами связи. Подтверждение соответствия таких устройств требованиям законодательства оформляется путем получения декларации о соответствии. Отдельные требования установлены к зарядным устройствам или аккумуляторам, входящим в состав смарт-устройства. Нужно помнить, что смарт-устройство, надлежащим образом прошедшее проверку его соответствия установленным требованиям, должно иметь документ о таком подтверждении (декларация или сертификат), кроме того, на данное устройство или прилагаемые к нему документы должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

Помните, что потребитель вправе требовать предоставить ему для ознакомления такие документы  (пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров).

Важным вопросом является возможность возврата смарт-устройства надлежащего качества (то есть, не имеющего недостатки), но не подошедшего потребителю по каким-либо характеристикам. Например, не понравился цвет фитнес-браслета, не подходит по размерам смарт-телевизор и подобное. В этих ситуациях нужно помнить, что смарт-устройства входят в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (п. 11 Перечня).

Исключением из правила о невозможности обмена или возврата смарт-устройства надлежащего качества является покупка такого товара дистанционным способом (то есть через сеть Интернет). В данном случае будет применяться п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом. В соответствии с данным пунктом покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Важно помнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Для того, чтобы смарт-устройство работало надлежащим образом, необходимо его подключение к сети передачи данных. В связи с чем, потребитель должен заключить договор об оказании услуг связи. Доступ к передаче данных может быть осуществлен через сим-карту либо иными способами (например, подключение по сети WI-FI). Договор может быть заключен на постоянной основе, а также путем разового доступа к сети (например, в интернет-кафе, по общедоступным каналам сети WI-FI и другое). В процессе использования смарт-устройства потребитель имеет право на качественные услуги связи. Оказание услуг связи регулируется в соответствии с нормами, например, Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» (в случае доступа через мобильную сим-карту), Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи».

Получить помощь в поиске разрешения проблемной ситуации на основании законодательства РФ о защите прав потребителей Вы можете в управлении экономического развития и планирования администрации города по адресу: г. Ачинск, ул. Свердлова, 17, этаж 7, каб. 6, или по телефону: 6-13-78.