Получение квалифицированной электронной подписи (КЭП) в вопросах и ответах

Кому и где получать электронную подпись с 2022 года?

 

Как получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в Удостоверяющем центре ФНС России (КСКПЭП)?

Шаг 1.

Приобретите USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата проверки электронной подписи (далее – КСКПЭП) и ключа электронной подписи (далее – КЭП), сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России (приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах).

Шаг 2.

Подготовьте документы:

Шаг 3.

Посетите Удостоверяющий центр ФНС России (далее - УЦ ФНС России) и представьте документы и носитель ключевой информации (токен). Сотрудники УЦ ФНС России проведут идентификацию личности и запишут на предъявленный носитель КЭП и сертификат к нему.

Получить КСКПЭП в УЦ ФНС России также можно через Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, заполнив заявление. После заполнения электронной формы заявителю будет предложено выбрать удобное место и время для визита в УЦ ФНС России, чтобы подтвердить личность и получить на руки электронную подпись.

Шаг 4.

Загрузите необходимое программное обеспечение (КриптоПро CSP и другое нужное программное обеспечение для работы с носителем ключевой информации (токеном) и установите сертификат на свое рабочее место.

 

В какие сроки Удостоверяющий центр ФНС России осуществляет выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) Заявителям?

Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее – КСКПЭП) создается после подтверждения достоверности представленных сведений в течение 15 минут с момента подачи заявления и прилагаемых документов.

Срок создания КСКПЭП может быть увеличен до 5 календарных дней в случае несвоевременного получения сведений, необходимых для создания КСКПЭП и находящихся в распоряжении государственных органов, иных органов.

Предварительно можно записаться на прием в Удостоверяющий центр ФНС России с помощью интерактивного сервиса ФНС России «Онлайн-запись на прием в Инспекцию» на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.

 

Может ли юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также нотариус обратиться в любой налоговый орган, осуществляющий функции удостоверяющего центра ФНС России, для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП)?

Да, для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) юридическое лицо (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальный предприниматель и нотариус могут обратиться в любой налоговый орган, осуществляющий функции удостоверяющего центра ФНС России, согласно перечня подразделений, опубликованных на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.

 

Какие существуют доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России? Где на официальном сайте ФНС России можно ознакомиться с полным списком доверенных лиц?

 Удостоверяющий центр ФНС России вправе наделить третьих лиц (далее - доверенные лица) полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также вручению сертификатов ключей проверки электронных подписей от имени этого удостоверяющего центра.

Список доверенных лиц размещен на главной странице официального сайта ФНС России в разделе «Как и где получить электронную подпись?» во вкладке «Доверенные лица УЦ ФНС России».

В частности, доверенными лицами Удостоверяющего центра ФНС России являются следующие организации:

 

Какой удостоверяющий центр выдает квалификационную электронную подпись физическим лицам? В какой Удостоверяющий центр необходимо обращаться сотруднику ЮЛ/ИП с целью получения квалифицированной электронной подписи для представления интересов ЮЛ/ИП?

КЭП физическим лицам выдается в удостоверяющих центрах, получившим аккредитацию (прошедших процедуру переаккредитации). В целях получения квалифицированного сертификата, применяемого в правоотношении физических лиц, или квалифицированного сертификата лица, действующего от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании доверенности, с указанием его принадлежности к указанному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в составе указанного квалифицированного сертификата, заявителю необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.

Перечень аккредитованных УЦ доступен на официальном портале Минцифры России: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/.

 

Что означает термин «машиночитаемая доверенность» (МЧД)?

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – машиночитаемый документ, отвечающий единым требованиям к машиночитаемым формам документов о полномочиях, утвержденным приказом Минцифры России от 18.08.2021 № 858 (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2021 № 65351), на основании которого физическое лицо подтверждает полномочия действовать от имени иного физического лица, юридического лица и индивидуального предпринимателя.

 

С какого периода представителю ЮЛ/ИП необходимо предоставлять «машиночитаемую доверенность» (МЧД) для подписания документов?

Машиночитаемая доверенность (далее - МЧД) будет применяться с 01 января 2023 года (по проекту ФЗ о внесении изменений в ФЗ от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" – с 01.09.2023).

До 31 декабря 2022 года (по проекту ФЗ – до 31.08.2023) устанавливается переходный период, в течение которого документы можно будет подписывать квалифицированной электронной подписью лица, действующего от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании доверенности, с указанием его принадлежности к указанному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в составе квалифицированного сертификата.

Начиная с 01 января 2023 года (по проекту ФЗ – с 01.09.2023) документы будет возможно подписать квалифицированной электронной подписью физического лица, представив машиночитаемую доверенность, подписанную квалифицированной электронной подписью лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.

В случае возникновения вопросов в части выдачи квалифицированных сертификатов и их применения в информационных системах, необходимо обращаться к регулятору в области использования электронной подписи (Минцифры России) и (или) к операторам соответствующих информационных систем.

Источник: Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

 

Срок действия электронной подписи?

Максимальный срок действия ЭП составляет 15 месяцев. Такое ограничение вытекает из положений нормативных актов и связано с техническими возможностями программных средств, с помощью которых создаются и используются ЭП. Удостоверяющий центр устанавливает срок действия сертификата ЭП в пределах указанного лимита с учетом пожеланий заявителя. В большинстве случаев, сертификаты оформляются сроком на 1 год.

 

Можно ли изменить срок действия ЭП после его получения?

Нет. Изменение срока действия уже выданного сертификата ключа проверки электронной подписи невозможно, так как невозможно изменить информацию в уже выданном сертификате. Срок действия сертификата можно уменьшить, только прекратив его действие путем направления соответствующего заявления в удостоверяющий центр, создавший сертификат.