Права и гарантии граждан при выселении из аварийного жилья

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на жилье имеет каждый, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Вместе с тем, в жизни возникают ситуации, когда жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу по тем или иным основаниям. В подобной ситуации у жильцов таких домов есть определенные права и гарантии. При этом специфика механизма защиты прав жильцов таких домой зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Так, в соответствии со ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ (далее –
 ЖК РФ), граждане, проживающие в доме, который признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, и в случае, если они являются нанимателями находящегося в данном доме жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма.

Согласно требованиям законодательства, предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Действующим законодательством не закреплено понятия «ветхое жилье», однако, из системного анализа законодательства, в т.ч. ст. 15 ЖК РФ следует, что что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства и не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Следует отметить, что жилье получает статус «аварийного» основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения является его соответствие ранее занимаемому жилье по площади. Стоит отметить, что не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере, и данный вариант не противоречит критерию равнозначности, поскольку не ухудшает положение гражданина.

Критерий благоустроенности определяется органами местного самоуправления исходя из конкретных условий каждого населенного пункта, где предоставляется жилое помещение, и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения (в случае, если в определенном населенном пункте центральное отопление или система водоотведения отсутствует). Положения ст.ст. 86-89 ЖК РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района. Следует отметить, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Определенную специфику имеют вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях. Так,
ст. 32 ЖК РФ предусмотрено два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах – либо изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения. Сама процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).