История города: трамвайное управление Ачинска отмечает 55-летие

Дважды отличники

В 1964 году началось строительство трамвайных путей в нашем городе. За год было уложено около 2 км полотна, а всего на строительство было отпущено около 4 млн рублей. Интересно, что изначально, согласно генеральному плану города от 1957 года, в Ачинске должны были построить  две ветки: одна до АГК, другая  - до вокзалов станций Ачинск I и II.

Часть первой очереди строительства включала в себя: двухпутные трамвайные пути от нынешнего кольца АГК («проходная № 2») вдоль комбината в сторону города, по улице Железнодорожной (Кравченко) до улицы Зверева с оборотным двухпутным кольцом с тупиком в седьмом микрорайоне.

Первые вагоны пришли с Усть-Катавского вагоностроительного завода. Это были новые моторно-прицепные составы, где «моторный» вмещал 115 человек, а «прицепной» - 123. Крыша была из стеклопластика, двери – ширмовые. Салон обшит фанерой, покрытой лаком. Сиденья – мягкие.  

Строительство началось с энтузиазмом. 820 метров полотна были подняты всего за 15 дней. Планировалось, что первая очередь будет запущена в эксплуатацию в 1966 году. Но что-то пошло не так. Наступил январь 1967 года. Работы по выправке трамвайных путей и установке межрельсовых креплений продолжались, но строительство трамвайного депо велось с опозданием по срокам. Даже был снят начальник участка, коллектив дополнили новыми сотрудниками, в том числе инженерно-техническим персоналом. Но всё равно не хватало малой механизации: многие трудоёмкие работы приходилось вести вручную. Были перебои с бетоном и раствором для кирпичной кладки. Не было в наличии сборных железобетонных  конструкций, что тормозило многие работы.
2 апреля 1967 года впервые проведена обкатка трамвайной линии снегоочистительным вагоном. Управляла им водитель-наставник Файруза АГЗАМОВА. Уже через несколько дней на линию вышли пассажирские вагоны. На стажировку первым 30 водителям дали две недели. Вагоны проходили линию длиною 16,8 км за 56 мин.

Роторный снегоочиститель типа ГС-5, который первым вышел на рельсы, был построен на Горьковском вагоноремонтном заводе в  сентябре 1966. Данный вагон до сих пор в рабочем состоянии и используется при очистке снега на линии зимой.

В полдень 15 апреля 1967 года у ГПТУ № 40 состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию трамвайного движения в городе. На митинге присутствовали колонны строителей, первые лица города, трамвайщики. К концу 1967-го в трамвайном хозяйстве числилось 12 поездов. В трамвайном управлении работали 128 человек. С апреля по декабрь было перевезено почти три миллиона пассажиров. Но такого количества подвижного состава было недостаточно. Газеты писали о давках в часы пик. Люди шли на ухищрения: ехали на попутках или личных автомобилях до кольца, чтобы сесть в трамвай, идущий на завод. Жаловались на непостоянный интервал движения и низкую скорость. Простои случались и по вине автотранспорта, в том числе из-за порванной контактной сети, на восстановление которой уходило несколько часов.

Весь следующий, 1968 год продолжали покупать поезда, их общее количество к концу года достигло 36 (72 вагона). Увеличено число трамваев на линии в часы пик до 16. 

В первый же год работы несколько вагонов перевели на бескондукторное обслуживание. В результате освободилось 56 сотрудников. Но эксперимент оказался убыточным – предприятие потеряло 37 тысяч рублей.

В декабре 1969 года максимальный выпуск на линию составлял 28-30 поездов; полный оборот маршрута составлял 56 мин.; минимальный интервал движения – 2 мин. В последующие годы увеличивался пассажиропоток, модернизировался подвижной состав, устаревшие модели вагонов менялись на современные, технически улучшенные. 

К 25 сентября 1972 года запущена в эксплуатацию трамвайная линия длиною 400 м от улицы Зверева до кольца «Обувная фабрика». Впоследствии старое трамвайное кольцо демонтировали, а кольцо в 9 микрорайоне до сих пор существует в качестве резервного. Через четыре года открыт новый трамвайный маршрут от «обувной фабрики» до кольца ТЭЦ, протяжённостью 6,5 км.

В те годы тоже были безбилетники и хулиганы. Некоторые пассажиры вместо денег опускали в кассы металлические кружки, пуговицы и т. д., что портило автоматы. Только за декабрь 1974 года из касс полуавтоматов было похищено 208 руб. и 15 кассет с билетами. 

19 мая 1978 года был торжественно пущен пионерский трамвай. Его изготовили  на средства, полученные от сдачи металлолома пионерами Ачинска. «Ключ» от вагона получила лучший водитель трамвая в Ачинске Валентина Ивановна УРУСОВА.

В 1983 году трамвай работал с 5 утра почти до 2 часов ночи, интервал движения в час пик составлял 2 мин.
Тринадцать лет понадобилось для того, чтобы продлить трамвайную линию. 8 мая 1985 года  в 10 утра был открыт долгожданный участок трамвайного пути – от обувной фабрики до кольца «Рынок». И это были не окончательные планы. В перспективе должна была появиться двухпутная линия от кольца ЗФА до жилого поселка Марганцевый рудник. Однако, сроки были сорваны, и более того, линию построили полностью однопутной, без разъездов и оборотного кольца. На ней мог работать только один поезд – «тяни-толкай» или «мотаня». Это когда сцеплены 3 состава по 2 вагона хвостами друг к другу, т. е. кабины водителя находились в начале и конце состава. Хоть такая схема была временной, ведь планировалось строительство 2-й очереди до коттеджного посёлка, просуществовала она около 10 лет и считалась уникальной. В России практика строительства подобных линий, даже с разъездами, сошла почти на нет ещё к 60-м годам.

На конец 1989 года трамвайная система Ачинска достигла максимума своего развития. Планам по строительству трамвайных путей на промбазу, дополнительных путей в Мазульский рудник и линии в Привокзальный микрорайон сбыться не было суждено. Да и новые вагоны в депо последний раз появились лишь в 1990-м году. С этого времени  работа трамвайного предприятия началась ухудшаться.  В 1997 году Трамвайное управление было передано от АГК в собственность города и преобразовано в МУП «ГЭТ».

Новый век – новая жизнь

В 2000 году было решено вновь вернуться к введению коммерческих трамваев только в ином виде – были запущены муниципально-коммерческие рейсы. Положение стало улучшаться: вагоны приобрели более опрятный вид за счёт покраски и тщательной уборки, появилось отопление салонов в холодное время года. Среднесписочная численность работников за год была 322 человека. Несколько раз поднимался вопрос о строительстве трамвайной линии, по желанию жителей, в Юго-Восточный район. Но пока только зарезервирован земельный участок под проектирование.

В 2004 была заложена, а в 2007 году открыта часовня на территории трамвайного депо.

С 2007 года для учёта проезда льготников действует электронная социальная карта. В течение 2008-го выполнены ремонтные работы по восстановлению кузовов на 6 трамвайных вагонов, 5 из которых прошли по городской целевой программе «Восстановление трамвайного парка электротранспорта города Ачинска на 2008 год». Эта программа была внедрена в городе впервые: раньше из городского бюджета деньги на капитальный ремонт вагонов не выделялись.

Уникальность ачинских трамвайных линий в том, что 60,5% из них расположены в промзоне, а остальные - в городской и садовой части. 

С 2017 года в вагонах и кабине водителя для повышения безопасности работают камеры видеонаблюдения. А в 2020 году на линию вышел первый из 10 бывших московских вагонов, безвозмездно переданных нам из столицы.

Сегодня МУП «АГЭТ» имеет в своём составе трамвайное депо с проектной мощностью обслуживания на 100 единиц. На предприятии сегодня трудится около 200 человек. В 6 ремонтных и 2 смотровых канавах одновременно может производиться ремонт и осмотр 16 вагонов. Энергоснабжение трамвайного движения обеспечивается четырьмя тяговыми подстанциями. Протяженность трамвайных путей в однопутном исчислении составляет 35,2 км. Трамвайное движение в городе Ачинске осуществляется по трём маршрутам. Курсируют экскурсионные и заказные вагоны. Периодически к праздникам и разным мероприятиям подготавливаются тематические трамваи с оклейкой на бортах. 

Дмитрий НАЗАРЧУК, директор МУП «АГЭТ»

Ежедневно услугами городского электротранспорта пользуются более 10 тысяч человек. Чтобы поездки пассажиров были комфортными и безопасными, важна работа каждого специалиста нашего предприятия – слесаря и диспетчера, путейца и энергетика, водителя и кондуктора. От работников служб и подразделений МУП «АГЭТ» требуется максимальная физическая и эмоциональная отдача, повышенная концентрация внимания, профессиональное мастерство. И они со всем справляются отлично. Я в каждом из них уверен. Благодарю всех работников за труд, желаю вам,  вашим родным и близким здоровья, счастья и благополучия!

 

Материал подготовила Наталья НОВИКОВА

«Ачинская газета» №16 от 13.04.2022 


 

Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.