Заместитель главы Ачинска Татьяна БЫКОВА: «Нужно делать. Не говорить, а делать»

Татьяна Быкова дала интервью газете «Ачинская газета».

Назначение Татьяны БЫКОВОЙ на должность заместителя главы города по социальным вопросам мало кого удивила – Татьяна Анатольевна часто исполняла эти полномочия, а кроме того имеет действительно большой опыт работы в образовании. А мы эту сферу привыкли считать одной из важнейших и сложных в жизни города. Наверное, именно поэтому наш разговор с замглавы по соцвопросам так или иначе упрямо возвращался именно к теме образования.

- Татьяна Анатольевна, давайте напомним нашим читателям, за что отвечает заместитель главы по социальным вопросам.

- Социальная сфера поистине огромна и затрагивает она жизнь людей во многих областях. У меня более узкая направленность: я координирую и курирую все процессы, которые происходят у нас в сферах образования, культуры, спорта, социальной политики. Курирование области – это стратегическое планирование  развития той или иной сферы. А для нас всех сегодня такой стратегией развития является реализация национальных проектов. Это и есть наша ближайшая задача на перспективу – до 2024 года, эти проекты мы должны реализовать и тем самым качественно изменить нашу жизнь. Если говорить об этом в отношении образования, здесь реализуются очень крупные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Билет в будущее», «Цифровая образовательная среда». Перед нами стоят колоссальные задачи, они в принципе меняют подходы к образованию и ужесточают требования к качеству. И то же самое в культуре, спорте, соцполитике. У нас нет другого пути, пути к качественным изменениям.

- Это очень масштабные проекты. У Ачинска есть основа для того, чтобы они заработали?

- Основа, конечно, есть. Город не зря жил и развивался всё это время. Например, в образовании сделано очень много. Сейчас главные задачи: качественно поменять содержание, подходы в работе и самое сложное – работа с кадрами. Потому что эта область достаточно статична, люди работают годами, несмотря на то, что каждый год 50-70 человек вливаются в образование. Точка опоры у нас на опытных людей, но в то же время мы пристально присматриваемся к тому, чем владеет наша молодёжь. Развитие новых профессиональных компетенций – для нас, как говорится, «задача номер раз». Это непросто: каждый педагог сам должен пересмотреть то, чему он должен учить, и при этом базовые академические знания никто не отменял. А на основании базовых знаний сформировать у ребёнка современные ключевые компетенции может только тот педагог, у которого произошёл перенастрой в мировоззрении, и он постоянно  работает над собой. Ведь физика ребёнку нужна не просто потому, что она формирует представление о физических процессах и логическое мышление, физика должна носить прикладной характер. Так же как и математика, и другие предметы. Поэтому сейчас в эту сторону идём. Сложно, но, я думаю, у нас есть время и есть ресурсы для того, чтобы этот путь пройти.

В рамках нацпроекта «Культура» в 2022 году у нас появится школа искусств, для города это очень важно, поскольку наша художественная школа попросту не может принять всех желающих заниматься, а их очень много. Мы сделаем всё, чтобы этот проект воплотился, и одарённые дети получили условия, которые им нужны. Благодаря освободившимся площадям, музыкальная школа тоже примет больше детей. В спорте много идей, которые, я думаю, воплотятся в жизнь. Например, строительство лыжероллерной трассы. Создание спортивных дворовых площадок тоже очень важный момент, поскольку мы должны привлекать детей к физкультуре не только для того, чтобы они достигали высоких результатов в спорте (для этого у нас есть спортивные школы), а прежде всего, чтобы они разносторонне развивались. Физическая культура – это прежде всего культура, это формирование здорового образа жизни, а значит здорового поколения.

- К слову о детях, чьи семьи находятся в социально опасном положении. Можно сказать, что ситуация в Ачинске с ними улучшается?

- Она статична – не ухудшается, но, к сожалению, и не улучшается. Но в большей степени ситуация зависит от состояния общества в целом. Всегда будут существовать семьи, которые нуждаются в поддержке и сопровождении. Это боль, потому что не всё могут сделать школа, соцзащита, службы профилактики. Здесь нужно поднимать вопросы благополучия семьи и решать их на государственном уровне. Если семья будет благополучной, то больше шансов, что уменьшится процент таких детей. Конечно, большая задача стоит перед школой, перед дошкольным образованием, перед здравоохранением – чтобы мы вовремя увидели условия жизни, чтобы начали сопровождать ту семью, где трудно, смогли помочь семье. Это огромный пласт сложнейшей работы. Я всегда говорю, что ребёнок не виноват, виноваты те взрослые, которые его таким сделали, которые вовремя не увидели, не подставили плечо и не повели по другой жизненной дороге. Много, конечно, проблемных зон, но меня радует, что в комиссии по делам несовершеннолетних много неравнодушных людей, мы пытаемся что-то сделать, никто не отворачивается и не закрывает глаза. Сложная тема, но с ней необходимо работать.

- После вашего назначения на пост замглавы очень много ачинцев в социальных сетях написали, что рады этому событию. Как вы думаете, почему была такая однозначно положительная реакция?

-  Не знаю. Это оценка людей, она может быть разной и может быстро меняться. Наверное, в плюс сыграло то, что я достаточно давно в образовании, и круг людей, с которыми я работала и работаю, очень большой – и родители, и дети, и специалисты. Я неравнодушна к тому делу, которое делаю,  работаю честно, ответственно, больше ничего. Но я точно понимаю, что мы люди, и стопроцентно получиться всё не может: где-то сработаешь хорошо, где-то можешь ошибиться. Но ведь самое главное – нужно делать. Не говорить, а делать. Я всю жизнь стараюсь меньше говорить, обещать и бесконечно – делать.

- Вас в школу обратно не тянет?

- Когда я захожу в школу – я скучаю по доске, по детям. И вообще я всегда говорю, что у меня есть ощущение, что я в школе и осталась. Потому что общаясь со своими коллегами, замечаю, как будто я всё ещё стою у доски. Мне хочется рассказать, научить, подытожить,  а только потом спросить. Не знаю – правильно это или нет.

- Вы очень давно на руководящих должностях и в очень непростой сфере. У вас есть секрет успешного руководителя?

- Не знаю, насколько я успешный руководитель, это должна быть оценка моих коллег. Но тем не менее, считаю, что он в бесконечной работе – над собой, над теми задачами, которые передо мной ставили и ставят. Добросовестная работа – это залог успеха. Нужно во всё вникать, нужно, чтобы любая работа проходила через ум и сердце. По крайней мере, у меня так.

-  Вы вообще отключаетесь от работы и текущих задач, дома, например?

- Это неправильно, но практически нет.

- А как вы тогда отдыхаете?

- Отдыхаю, когда общаюсь с детьми и внуками, когда выезжаю на природу. Отключаюсь на какое-то время, когда я наедине с собой, с самыми близкими людьми. Такое отключение даёт мне энергию. Меня очень многому учат мои собственные дети и внуки. Они не дают мне зациклиться. Я понимаю, что так, как я думала вчера, сегодня думать уже нельзя. Потому что они думают по-другому. Значит, и те люди, для которых я работаю, тоже думают по-другому. Значит, этому должна учиться и я. Нужно выслушать несколько мнений, прежде чем сформировать не единственно верное мнение, так не бывает, а то, которое приемлемо на данный момент, чтобы  принять решение. Я считаю, что в социальной сфере верна заповедь, применимая обычно к медицине: «Иди вперёд, но не навреди».

Навигация по возможностям

- Сейчас город работает над внедрением целевой модели дополнительного образования. И это касается не только образования как такового, здесь и культура, и спорт – ведь ребёнок развивается по разным направлениям. И задача этой целевой модели – сделать образование доступным и для детей, и для родителей. Мы столкнулись с рядом сложностей, когда начали вводить в работу «Навигатор» в сентябре прошлого года. Перед нами стояла задача охватить 18 тысяч детей с 5 до 18 лет этой системой, ознакомить родителей с тем, что может дать город ребёнку. А это порядка 800 программ по различным направлениям. И что нам это даёт в первую очередь? Родители могут увидеть, куда вообще их дети могут пойти. Однако далеко не все родители, как, впрочем, и педагоги сразу понимали – зачем это вообще делается. А делается для того, чтобы всё, чем владеет город, стало достоянием детей и информацией для  мам и пап. И они могли определить, где ребёнку стоит себя попробовать. Ведь пока он растёт, он должен именно пробовать себя   в разных сферах и направлениях. И «Навигатор» даёт такую возможность. К тому же мы открыли для себя полезный эффект: нам стало понятно, какие программы наиболее востребованы, а какие практически не собирают желающих. Это очень ценная информация, поскольку мы знаем, где нужно усилиться, что-то создать, а от чего отказаться. Нам нужно учитывать потребность детей и родителей, а также города, - объясняет Татьяна БЫКОВА. – Дополнительное образование позволяет наполнить ребёнка ещё чем-то, что увлечёт его, а потом вместе со школой сформирует интересы, которые определят дальнейший профессиональный и жизненный путь. Мы изучили востребованность услуг и определили, что больше всего детей выбирают физкультурно-спортивное направление, далее – художественное. Мощно выросло социально-гуманитарное направление. А вот что меня сильно беспокоит, так это то, что у нас только-только зарождается техническое направление и естественно-научное. И совсем «западает» краеведение. Но техническое направление мы будем усиливать, в этом большие надежды возлагаем на Кванториум. Многие дети хотя этим заниматься, и когда Кванториум заработает в полную силу, думаю, технические программы «выстрелят». У нас есть планы создать малый Кванториум в лицее. За техническим прогрессом будущее, нам никуда от этого не деться, нужно работать в этом направлении.

Источник: «Ачинская газета» №12 от 17 марта 2021 года

Фото: Дмитрий Дуб

Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.